Малый бизнес в России
Проблемы малого бизнеса
Диву даёшься, но уже два десятилетия дела с ростом малого бизнеса в России обстоят, ни шатко, ни валко. То он слегка взметнётся вверх, то снова упадёт. В итоге этот сектор предпринимательства по-прежнему тащится в хвосте отечественной экономики. В чём же причины такого незавидного постоянства? Почему малый бизнес, от развития которого столько плюсов государству и обществу: расширение налогооблагаемой базы, новые рабочие места, инновации и прочее, прочее, прочее положительное, тащится в давно занятой им колее и никак не может оттуда выбраться!?
Российское малое предпринимательство
Для начала надо рассмотреть российское малое предпринимательство в сравнении с зарубежными странами. Доля ВВП малого бизнеса в Германии, Италии, Японии зашкаливает за пятьдесят процентов, а в США составляет все 70. Тем временем наша родина не поднимается выше 10-11. Как говорят сегодня в таких случаях есть над чем работать. Но ведь работаем же, и два десятка лет живём уже не в административной системе, однако воз и ныне там. Обращение первых лиц государства к проблемам малого предпринимательства стало уже неким дежурным моментом. И все пытаются что-то сделать, но дальше попыток дело не идёт. Жизнь подсказывает, что здесь нужна кропотливая концептуальная работа, комплексная система мер, а вот с этим уже возникают серьёзные сложности. Пока мы видим некие кавалерийские наскоки, которые на практике ничего не решают, разве что привлекают некоторое внимание к проблемам этого сектора.
Малый бизнес = торговля
Еще один удручающий момент – это специфика структуры нашего малого бизнеса по видам деятельности. Каждое второе предприятие – это торговля. Далее идут общественное питание, строительство, мелкий ремонт. И уже где-то там, на дальних задворках, производство каких-либо товаров. За последние лет пять мною как обыкновенным российским потребителем был куплен только один товар отечественного производства — зимние ботинки, произведенные малым предприятием в Ростове на Дону. Я не только покупаю, но и смотрю, как задыхающийся от перепроизводства мир нашёл в лице России достойного клиента для сбыта товара. Шлюзы для импорта мы открыли так широко, что устремившийся поток товаров просто снёс с прилавков продукцию и без того хилого отечественного производителя. Разве что успели занять свою нишу производители пива, водки и пищевых продуктов. А кто бы мы были, если бы и этого не сделали!?
Малый производственный бизнес
Малому производственному бизнесу, подчас трудно добраться и до прилавка, то есть продать произведенную продукцию – приходится создавать свои торговые сети. Это часто приводит к раздваиванию вектора деятельности, распылению сил. Делаю вывод: отечественный производитель любого уровня и сферы абсолютно никак не поддерживается государством, которое взирает на него с тупым безразличием. Но все познаётся в сравнении. Возьмём Германию. На какие немецкие витрины не посмотришь – везде фатерландовские товары и только изредка попадает на глаза импорт. Я даже больше скажу: выбор поменьше, чем у нас, в силу того, что шлюзы для импорта в меру открыты, так чтоб своего не смыло. Смогли там все продумать, а мы нет! Можно все сбалансировать, если сильно захотеть!